Схема энергоблока ПГУ410Т (SCC54000F MS)
Новый энергоблок установленной электрической мощностью 410 МВт, предназначенный для комбинированной выработки электрической и тепловой энергии, сооружен по схеме парогазового блока с одной газовой турбиной, одним паровым котлом-утилизатором трех давлений и одной паровой турбиной с теплофикационными регулируемыми отборами пара (конфигурация 1ГТ+1КУ+1ПТ).
В составе основного оборудования энергоблока:
современная высокоэффективная газотурбинная установка SGT5-4000F мощностью 290 МВт с турбогенератором TLRI SGen5-1000A (Siemens);
паровой котел-утилизатор Еп-264/297/43-13.0/ 3.0/0.47-558/558/237-11.бвв (Таганрогский котлостроительный завод «Красный котельщик»);
теплофикационная паровая турбина SST5-5000 мощностью 130 МВт с турбогенератором TLRI SGen5- 100А-2Р (Siemens)
Технологические системы энергоблока
В состав энергоблока, кроме главного корпуса с основным и вспомогательным оборудованием, входят: пункт подготовки газа, дожимная компрессорная станция, хозяйство дизельного топлива, система оборотного водоснабжения с башенной испарительнрй градирней, противопожарная насосная станция, очистные сооружения нефтесодержащих сточных вод, канализационная насосная станция, компрессорная сжатого воздуха, комплектное распределительное устройство с элегазо- вой изоляцией, открытая установка трансформаторов. Для обеспечения блока газовым топливом смонтирована система подачи газа высокого давления от магистральных газопроводов до ПГУ-410Т. Для хранения аварийного топлива построен резервуарный парк объемом 10 000 куб. м.
Газотурбинная установка SGT54000F (V94.3A)
ГТУ номинальной электрической мощностью 307 МВт и КПД 38,5 % отличается простотой и надежностью. 15-ступенчатый осевой компрессор имеет регулируемый входной направляющий аппарат. После пятой ступени на корпусе компрессора имеется кольцевая полость, через которую осуществляется антипомпажный сброс и отбор воздуха на охлаждение. Разъем корпуса компрессора — горизонтальный.
Турбина ГТД — четырехступенчатая. Все сопловые лопатки и рабочие лопатки первых трех ступеней с внутренним воздушным охлаждением, первые три ступени с термозащитным покрытием. Корпус турбины, защищенный комбинированной звукотеплоизоляцией, имеет горизонтальный разъем. Ротор турбогруппы состоит из отдельных дисков с торцевыми шлицами типа Hirth, соединенных центральной стяжкой, и опирается на два подшипника. Упорный подшипник расположен на входе в компрессор. Съем мощности происходит с холодного конца ротора, скорость вращения которого 3000 об/мин. Конструкция ротора обеспечивает улучшенную эксплуатационную гибкость:
- ровный ход и низкое тепловое напряжение при любых условиях эксплуатации;
- один стяжной болт ротора с хиртовыми соединениями, разработанными компанией Siemens, обеспечивают наиболее высокую механическую устойчивость и самоцентровку с тепловой гибкостью;
- высокотехнологичный процесс внутреннего отбора обеспечивает охлаждение ротора на наиболее нагруженных участках.
В SGT5-4000F применена кольцевая камера сгорания с использованием керамических облицовочных плиток, что позволило увеличить температуру газов перед турбиной. В камере сгорания использована технология сухого подавления вредных выбросов (DLE) при работе как на газе, так и на жидком топливе.
Кольцевая камера сгорания содержит 24 гибридные горелки, каждая из которых имеет по два концентрических завихрителя (осевой и диагональный) и одну пилотную горелку. В гибридной горелке объединены режимы диффузионного горения и предварительного смешивания, позволяющие снизить выбросы при работе на природном газе NOx до 25 ppm, С02 до 12 ppm и твердых частиц до 5 ppm. Гибридные горелки сочетают в себе все возможные преимущества: устойчивость процесса горения с низким уровнем вредных выбросов, малые потери давления, компактность в сочетании с удобством технического обслуживания. Горелки могут быть сняты без разборки других узлов газотурбинной установки.
В ГТД SGT5-4000F применяется оригинальная система активного регулирования зазоров Siemens (НСО) для снижения концевых потерь в проточной части турбины и тем самым увеличения эффективности: ротор смещается в сторону компрессора гидравлически, уменьшая зазоры турбины. В результате внедрения системы достигается увеличение мощности до 2 МВт в простом цикле и до S МВт в комбинированном, увеличение КПД- до 0,3 % и до 0,2 % соответственно.
Газотурбинный двигатель с момента выхода на рынок в 1996 году продолжает совершенствоваться, пройдя четыре цикла модернизации, коснувшихся в основном компрессорной части. За счет модернизации были повышены мощность и КПД с 240 МВт и 37 % до 307 МВт и 40 % соответственно. В последнюю версию турбины были внедрены стандартные разработки для обеспечения маневренности и эксплуатационной гибкости газотурбинной установки:
- при работе на частичных нагрузках сокращено до минимума количество вредных выбросов путем определения нового закрытого положения ВНА;
- повышена устойчивость процесса горения посредством акустического контроля горения и контроля стабильности процесса горения, анализа режима горения с помощью системы Argus, что позволяет приспосабливаться к изменению качества газа, условий окружающей среды и нагрузки;
- при работе на пиковых нагрузках увеличена максимально допустимая мощность газовой турбины путем определения нового открытого положения ВНА, где нагрузка газовой турбины составляет около 101,5 %, при этом увеличивается массовый расход воздуха компрессора до 2,7 %.
Следует отметить, что все разработанные решения по модернизации ГТД могут быть внедрены на действующих установках во время плановых инспекций горячей части или ревизий.
Турбогенератор газовой турбины SGen5-1000A
Турбогенератор номинальной активной мощностью 300 МВт воздушного охлаждения с охлаждением воздуха во встроенных воздухоохладителях. На воздухоохладители подается химобессоленная вода, циркулирующая в замкнутом контуре. Применяется также для двухваль- ной и трехвальной компоновки ПГУ с нагрузкой на турбогенератор до 350 MBA, имеет следующие отличительные особенности:
- КПД на уровне мировых стандартов с конструкцией, требующей малого объема технического обслуживания;
- многоступенчатые обмотки статора с косвенным охлаждением;
- сердечник статора на двух осевых рессорах, с радиальной вентиляцией, подсоединенный к фундаментной плите;
- обмотка ротора с осевой вентиляцией и охлаждением;
- два вентилятора прокачки воздуха, установленные на обоих концах ротора;
- всепогодный шумозащитный внешний кожух турбогенератора;
- охладители, установленные на фундаменте, расположенном рядом с фундаментной плитой и внутри внешнего кожуха для обеспечения работы турбогенератора с полностью закрытым корпусом с охлаждением вода-воздух (TEWAC).
Паровая турбина SST5-5000
Серия SST-5000 имеет следующие основные характеристики:
- двухцилиндровая модель с высоким расположением и с выхлопом вниз;
- модульная конструкция с различными сторонами НД и зонами выхлопа;
- усовершенствованная технология облопачивания и уплотнения и оптимизированный паровой тракт;
- серия спроектирована на короткое время запуска и гибкость в работе;
- стандартные вспомогательные системы на рамах;
- интервалы между проведением больших инспекций 10-12 лет;
- отработанная модель с одновальной и многоваль- ной конфигурацией.
Паровая турбина имеет один совмещенный корпус ЦВД/ЦСД и один двухпоточный корпус ЦНД. Все компоненты представляют собой стандартные модули. Турбины (цилиндры) имеют тандемное расположение. Все отдельные валы цилиндров и вал ротора генератора жестко соединены. Вал в сборе и корпусы расширяются от общей фиксированной осевой точки, которая представляет собой стойку подшипника перед турбиной ВД/СД. Расширение внешнего корпуса турбины ВД/СД передается внутреннему корпусу турбины НД за счет толкателя. Данная компоновка дает в результате минимальное относительное расширение между вращающейся и стационарной частями турбины, что важно для получения высокого КПД.
Турбина ВД/СД отгружается в предварительно собранном виде, что позволяет монтировать ее в короткие сроки и поддерживать высокое качество работы. Цилиндр ВД/СД имеет однопоточную конструкцию и характеризуется горизонтально разделенным двойным корпусом. Пар, который подается в средней части корпуса, направляется к переднему подшипнику через систему лопаток ВД и к генератору через систему лопаток СД. Уплотнение вала разделяет две зоны расширения. На стороне выхлопа ВД ротор поддерживается комбинированным упорным/опорным подшипником. На стороне выхлопа СД ротор поддерживается передним опорным подшипником цилиндра НД.
ЦВД/ЦСД, используемый для комбинированной выработки тепла и энергии, оснащен отбором пара из выхлопа СД. Для регулирования расхода пара установлена дроссельная заслонка в перепускной трубе после выхлопа ЦСД. Для защиты турбины от обратного потока пара установлен обратный клапан в трубопроводе отборного пара.
Ротор состоит из моноблочной поковки с цельноковаными соединяемыми половинами и вставляемыми лопатками. Тепловое осевое расширение всей линии валопровода идет от комбинированного упорного/ опорного подшипника.
Цилиндр НД имеет двухпоточную конструкцию с корпусом, состоящим из ряда оболочек, находящихся на одном уровне с конденсатором, расположенным под ЦНД. Внешний корпус цилиндра НД имеет сборную конструкцию с горизонтальным разъемом. Встроенная конструкция, придающая жесткость, состоит из стальных трубок или ребер жесткости, которые повышают прочность внешнего корпуса. Внутренний корпус цилиндра НД имеет горизонтальное разделение. Силы, образующиеся в результате разницы в давлении пара и тепловой нагрузки, компенсируются соединительными болтами, установленными во фланцах оболочки корпуса и в стационарных лопаточных венцах.
Из ЦНД пар отбирается для сетевых подогревателей системы централизованного теплоснабжения. Для защиты турбины от обратного потока пара установлен обратный клапан в трубопровод отборного пара. Ротор ЦНД состоит из моноблочной поковки с цельноковаными соединяемыми половинами и вставляемыми рабочими лопатками. Балансировочные плоскости, доступные с внешней стороны турбины, позволяют производить балансировку ротора в полевых условиях без разбора турбины.
Кондесатор Scon 4000
Конденсатор — двухпоточный, камерного поверхностного типа, с неразделенными водяными камерами с каждого конца. Паровое пространство имеет прямоугольное поперечное сечение с целью оптимального использования внутреннего объема для необходимой поверхности конденсации. Конденсатор расположен под ЦНД и является его составной частью. Сухопарник, кожух, конденсатоотводчик и водяные камеры — стальные. Конденсатор закреплен на фундаменте. Тепловые расширения компенсируются шарикоподшипниками или тефлоновыми прокладками.
Котел-утилизатор трех давлений
Котел-утилизатор с промперегревом ЭМА-028-КУ типа En-264/297/43-l 3.0/3.0/0.47-558/558/237-11,6вв теплопроизводительностью 355 МВт горизонтального профиля, трехбарабанный, с естественной циркуляцией среды в контурах высокого (ВД) среднего (СД) и низкого давления (НД), с вертикальным расположением труб поверхностей нагрева, с подвеской к собственному каркасу через промежуточные металлоконструкции. Барабаны устанавливаются на каркас котла. Поверхности нагрева котла-утилизатора выполнены из труб с наружным спирально-ленточным оребрением. Поверхности нагрева выполнены в виде законченных блок-модулей, полностью собранных на заводе- изготовителе. В состав блок-модулей входит потолочная обшивка с внутренней изоляцией и облицовкой. Собственно, поверхности нагрева состоят из вертикально расположенных оребренных труб, объединенных раздающими и собирающими коллекторами. В состав котла-утилизатора входят: газовый подогреватель конденсата, водяной экономайзер ВД и СД, испаритель ВД, СД и НД, пароперегреватель ВД, СД и НД, промежуточный пароперегреватель, барабан ВД, СД и НД с внутрибарабанными устройствами, трубопроводы с арматурой, каркас, площадки обслуживания, панели корпуса газоходов котла, дымовая труба (одна на два котла), газоход от котла до дымовой трубы, изоляция, декоративная обшивка, шумоглушитель, шибер — дождевая заслонка, водо-водяной теплообменник для подогрева сетевой воды. Испарительные
контуры ВД, СД и НД с естественной циркуляцией. Котел-утилизатор самоопорной конструкции изготавливается газоплотным и рассчитан на работу под наддувом. Аналогичные котлы-утилизаторы были использованы на ТЭЦ-16 и ТЭЦ-20 ОАО «Мосэнерго».
Дожимная компрессорная станция топливного газа
ДКС состоит из двух центробежных компрессорных установок 2R2MSGPB-3ARC2G/30 производства Cameron (с 2014 г. Ingersoll Rand), которые были поставлены компанией ООО «СФЕРА».
Центробежные компрессоры электроприводные с двигателями HKL156Z02 с воздушным охлаждением. Единичная мощность двигателя 2800 кВт, номинальное напряжение 6000 В.
Перспективы
Проект выполнен с учетом возможного дальнейшего расширения энергоблока и строительства второй очереди ПГУ (инженерные сети, здания циркуляционной насосной станции, эстакады, электротехнические помещения в главном корпусе выполнены с учетом присоединения второй очереди), что в дальнейшем позволит значительно сэкономить на затратах при строительстве.